ТУШИТЕ СВЕТ. КОМУ ВЫГОДНА НЕДЕЕСПОСОБНОСТЬ КОМИССИИ ВОВКА

ТУШИТЕ СВЕТ. КОМУ ВЫГОДНА НЕДЕЕСПОСОБНОСТЬ КОМИССИИ ВОВКА

Скорее всего, НКРЭУ будет недееспособна целых полгода – с конца ноября 2017 г. по конец мая 2018 г. На столько же затормозится имплементация положений Закона «О рынке электрической энергии Украины».

Менее чем через три недели прекратит работу НКРЭКУ — Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. По закону в ней должно быть семь членов (включая председателя), сейчас есть только четыре, а с 26 ноября останется два, из-за чего комиссия станет недееспособной.

Напомним, 26 ноября прошлого года вступил в силу новый закон о НКРЭКУ. В его переходных положениях записано, что не позднее шести месяцев со дня вступления этого закона в силу подлежат увольнению три члена комиссии, не позднее 12 месяцев — еще два члена, не позднее 18 месяцев — оставшиеся два члена комиссии. Далее в законе говорится, что соответствующий план ротации членов НКРЭКУ с поименным списком утверждается президентом Украины.

Во исполнение этой нормы Петр Порошенко 23 марта 2017 г. издал указ, утвердивший план ротации членов НКРЭКУ. На тот момент уже имелась одна вакансия. Согласно плану не позднее 26 мая подлежали увольнению два члена — Юрий Голляк и Владимир Евдокимов (и они действительно были уволены президентом 26 мая), не позднее 26 ноября должны быть уволены еще двое — Виктория Морозова и Борис Цыганенко, а не позднее 26 мая 2018 г. — оставшиеся двое, в том числе нынешний председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк и член комиссии Руслан Машляковский.

Назначает членов НКРЭКУ президент Украины. Но закон требует, чтобы это назначение осуществлялось по результатам открытого конкурсного отбора, который должна провести специально созданная конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии должны входить пять членов — два от президента, два от Верховной Рады и один от Кабинета Министров. Согласно закону конкурсная комиссия считается полномочной только в случае утверждения в ее составе не менее четырех лиц.

Парламент двух своих членов конкурсной комиссии определил 5 октября. Ими стали Светлана Голикова (по представлению комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности) и Василий Яструбинский (по представлению комитета ВР по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ). 11 октября Кабмин определил своего члена конкурсной комиссии. Им стал Николай Ницак (по предложению Минэнергоугля). Но трех человек еще недостаточно, чтобы комиссия могла начать работу и объявить прием заявок на открытый конкурс. А президент до сих пор «в раздумьях» насчет своих двух членов конкурсной комиссии.

Процедура конкурсного отбора должна занять не менее 75 дней. Закон отводит 45 дней на прием заявок и 30 дней — на сам конкурс (включая спецпроверку кандидатов в соответствии с Законом «О предотвращении коррупции» и проверку в соответствии с Законом «Об очищении власти»). Но это только отбор кандидатур. Конкурсная комиссия должна представить на рассмотрение президента кандидатуры, которые получили самый высокий рейтинг и прошли через проверки, общим списком в количестве из расчета два человека на одну должность члена НКРЭКУ. И далее уже президент будет иметь месячный срок на то, чтобы из предложенных ему кандидатур отобрать и назначить членов НКРЭКУ.

Таким образом, даже если бы конкурс был объявлен сейчас, конкурсная комиссия завершила бы отбор лишь к концу января, а назначение членов НКРЭКУ состоялось бы только в феврале. А поскольку президент не спешит с назначением своих членов конкурсной комиссии, то сроки, когда НКРЭКУ восстановит дееспособность, вообще сдвигаются на весну.

Возможно, Порошенко хочет «потянуть резину», чтобы на конкурсе были отобраны кандидатуры не на пять вакансий в НКРЭКУ, а сразу на все семь. В таком случае НКРЭКУ будет недееспособна целых полгода — с конца ноября 2017 г. по конец мая 2018 г.

Однако столь длительная бездеятельность НКРЭКУ может дорого обойтись Украине. Согласно закону регулятор не только устанавливает тарифы и выдает лицензии в сферах энергетики и коммунальных услуг, но и осуществляет нормативно-правовое регулирование. И как раз сейчас может «подвиснуть» целый ряд нормативно-правовых актов, вынесенных НКРЭКУ на публичное обсуждение с целью получения замечаний и предложений.

Так, на своем заседании 5 октября НКРЭКУ решила одобрить и обнародовать на своем официальном сайте проекты пяти постановлений: «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по выполнению функций гарантированного покупателя»; «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по поставке электрической энергии потребителю»; «Об утверждении Правил управления ограничениями и порядка распределения пропускной способности межгосударственных сечений»; «Об утверждении Примерного договора о доступе к пропускной способности межгосударственных сечений (межгосударственных электрических сетей Украины)»; «Об утверждении Методики определения доступной пропускной способности межгосударственных электрических сетей».

Эти постановления должны быть приняты в рамках имплементации положений Закона «О рынке электрической энергии Украины», который был принят парламентом 13 апреля и подписан президентом 8 июня. Закон внедряет нормы Третьего энергетического пакета ЕС, в том числе в вопросе разделения компаний по направлениям распределения и передачи электроэнергии. Он также предусматривает внедрение новой модели рынка, включающей ряд сегментов: рынок двухсторонних договоров, рынок «на сутки вперед», внутрисуточный рынок, балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг.

В конце октября НКРЭКУ опубликовала на своем сайте еще один очень важный проект — «Правила рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка», подготовленные госпредприятием «Энергорынок». Этот документ регламентирует процесс купли-продажи электрической энергии на сутки вперед и процедуру физической поставки электроэнергии в течение суток.

Упомянутый закон предусматривает двухлетний переходной период. Новый рынок должен заработать с 1 июля 2019 г. Но большая часть так называемого вторичного законодательства, то есть нормативно-правовых актов во исполнение закона, должна быть принята в 2018 г., ведь необходимо дать возможность участникам рынка подготовиться к новым правилам игры.

В любом случае с 26 ноября НКРЭКУ становится фактически нелегитимной. Регуляторные решения принимать будет некому, а значит, сразу две сферы — энергетика и коммунальные услуги — выпадут из-под госконтроля. Причем произойдет это в осенне-зимний период, когда не исключены всякие неожиданности, требующие срочного реагирования.

Related posts