СМЕРТЬ НА ТРАССЕ. КАК ШТРАФЫ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ПОМОГАЮТ ЕВРОПЕЙЦАМ ВЫЖИТЬ

СМЕРТЬ НА ТРАССЕ. КАК ШТРАФЫ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ПОМОГАЮТ ЕВРОПЕЙЦАМ ВЫЖИТЬ

Кровавая авария в Харькове заставила украинцев обратить внимание на то, как в Европе сочетают скорость и долгожительство.

Резкое увеличение числа случаев тяжелых травм среди пожилых людей на электровелосипедах — самая большая на сегодняшний день проблема для швейцарских властей, отвечающих за безопасность дорожного движения. «Последние несколько лет статистика смертельных ДПТ с участием велосипедистов стабильно держится на уровне 24 фатальных случая в год. Но с электробайками просто беда — их стало очень много. В каждых двух из трех аварий пострадавшие е-велосипедисты — это люди старше 50 лет, — говорит Юрг Ротлисбергер, глава швейцарской федеральной автодорожной службы. — Мы будем вносить в стратегию дорожной безопасности новые положения, касающиеся пожилых электробайкеров», пишет ДС.

Для водителей в возрасте на модных байках власти уже организовали специальные курсы, разъясняющие риски при вождении нового вида транспорта. Готовятся изменения в программу стандартных курсов вождения, учитывающие специфику е-велотранспорта.

Так в Швейцарии — стране, занявшей в 2017 г. первое место в Европе по уровню безопасности дорожного движения, — оперативно реагируют на возникновение новых потенциальных угроз для участников дорожного движения. Может показаться, что швейцарцы слишком деликатничают, перестраховываются там, где это не особо требуется: ведь пока не погиб ни один электробайкер, так зачем тратить деньги на «курсы по интересам»?

Смерть на дорогах

Швейцарская система противодействия смертности на автодорогах строится не на воззвании к здравому смыслу граждан и разъяснительной работе. В ее основе: высокие штрафы, тюремные сроки, депортация, конфискация, пожизненное лишение водительских прав, научно-аналитическая работа, полный контроль за выполнением госпрограммы по повышению безопасности на дорогах, определение новых вызовов и рисков и оперативная реакция на них.

В 2013 г. 23-летнего швейцарца посадили в тюрьму на 18 месяцев за то, что он ехал со скоростью 143 км/ч по автодороге с ограничением скорости до 80 км/ч.

Помимо срока, лихач заплатил 4000 франков штрафа ($4300 по курсу на 2013 г.) и на два года лишился водительских прав.

Это был первый в стране случай тюремного заключения за превышение скорости. В 2015 г. у португальца со швейцарским паспортом, разогнавшегося возле Сьона до 204 км/ч, помимо тюремного срока, штрафа и лишения прав, отобрали и швейцарское гражданство.
Жесткие меры к нарушителям ПДД были одобрены в 2012 г. парламентом в рамках федеральной программы Via sicura, действующей до 2020 г. Via sicura включает в себя 20 специальных мероприятий, последовательное и четкое выполнение которых должно привести к запланированной цели — сокращению числа смертей на дорогах страны до 100 фатальных случаев в год.

Пять лет назад, когда программа только запускалась, количество погибших в ДТП составляло 339 человек. По результатам 2016 г. число смертей сократилось до 216. Это 26 несчастных случаев с фатальным исходом на 1 млн граждан. Для сравнения, в Украине, по данным Нацполиции, смертность на дорогах составляет 75 погибших на 1 млн граждан за прошлый год (самый худший показатель среди стран ЕС — Болгария: 99 смертей на 1 млн чел; в соизмеримой по населению с Украиной Испании — 39/1 млн, Польше — 79/1 млн).

Чтобы достичь заметного прогресса в сокращении смертности на дорогах, швейцарцы в первую очередь разобрались с пьяными водителями. Был введен полный запрет на вождение под мухой для тех, кто только получил права, и для водителей коммерческого автотранспорта. Остальным гражданам можно немного выпить, но допустимый уровень алкоголя в крови составляет 0,25 мг/л, это примерно бокал вина. Водитель, пойманный с уровнем алкоголя в крови до 0,39 мг/л, получит штраф и предупреждение. Сумма штрафа зависит от финансового состояния гражданина и определяется индивидуально. Наказание за повторное нарушение будет более жестким: гарантированное лишение прав минимум на месяц, штраф и отдельно — финансовое взыскание. Альтернативное наказание — три года тюрьмы. При показателе выше 0,40 мг/л против нарушителя открывается уголовное дело, его лишают прав на три месяца, плюс штраф и финансовое взыскание.

При повторном задержании — лишение прав пожизненно. Также, если пьяный водитель попадает в ДТП, ему не компенсируются страховые выплаты.

С 2019 г. в рамках Via sicura будет введено обязательное прохождение реабилитационного лечения для водителей, попавшихся пьяными за рулем.
Также швейцарские власти снизили предельно допустимую скорость на автодорогах: до 120 км/ч на автобанах, до 100 км/ч на главных дорогах, до 80 км/ч на региональных дорогах, до 30-20 км/ч в населенных пунктах. Примечательно, что штраф в $40 за превышение скорости начисляется даже если водитель ехал на 1 км/ч быстрее установленного лимита. Превышение на 15 км/ч карается штрафом в $240. За превышение на 30 км/ч в отношении нарушителя открывается криминальное дело, сумма штрафа определяется индивидуально, и дальше следуют другие наказания вплоть до тюремного заключения, если, к примеру, водитель и прежде игнорировал лимиты скорости.
Пьяные водители и лихачи — ключевые, но не единственные проблемы, которые пытается решить Швейцария в рамках Via sicura. Чтобы уменьшить смертность среди пешеходов (148 смертей в 1992 г. и 50 смертей в 2016 г.), в стране переоборудовали под специальный стандарт ВСЕ пешеходные переходы. Регулярным, но не злостным нарушителям ПДД с 2015 г. в автомобиль в обязательном порядке монтируется «черный ящик», записывающий ряд показателей при вождении автомобиля. Водители в возрасте от 70 лет обязаны раз в два года проходить медицинское обследование, где определяется их способность/неспособность и дальше водить автомобиль.

Вечная борьба за жизнь

Несмотря на все нововведения и ужесточение наказаний, Швейцария только догнала Норвегию — лидера в области безопасности дорожного движения в Европе. Еще шесть лет назад в Норвегии также было не совсем все благополучно с точки зрения статистики смертности на дорогах: 275 смертей в 2001 г. (т. е. 43 на 1 млн чел.; в 2016 г. показатель составил 135 смертей, или 26 на 1 млн чел.). До 2014 г. правительство реализовывало точечные программы, повышая уровень безопасности движения там, где система давала сбой. «В 2010 году мы увидели, что растет число лобовых столкновений автомобилей и, как результат, растет число пострадавших, — объясняет Кетил Солвик-Ольсен, министр транспорта Норвегии. — Тогда на всех дорогах, где есть больше, чем две полосы движения, мы построили разделительные барьеры. В результате число смертей при лобовом столкновении сократилось с 86 в 2010-м до 29-ти в 2015 году».

С 2014 г. в Норвегии запущена новая госпрограмма Vision Zero, цель которой — не допустить ни одной смерти на дорогах.

К концу 2017 г. будет завершена трёхлетняя аналитическая работа по определению конкретных действий по снижению смертности на дорогах до нуля. На данный момент уже названы 122 мероприятия, которые будут проводиться в рамках Vision Zero.
Каждая европейская страна реализовывает программы по повышению уровня безопасности дорожного движения. Свое Vision Zero с аналогичными целями есть и в Швеции. В сентябре прошлого года правительство начало «перезапуск» программы, чтобы сконцентрироваться на тех ее элементах, которые работают не достаточно эффективно. Уже принято решение снизить максимальную скорость в населенных пунктах до 40 км/ч. Готовятся к введению новые наказания для пьяных за рулем и обновленные правила для людей с ограниченными возможностями.

В 2016 г. Европейский совет по транспортной безопасности (ETSC) хвалил Литву, которой удалось в течение одного года сократить смертность на дорогах на 22% — самое значительное сокращение показателя среди всех стран ЕС и Балкан. Литовцы с 2015 г. начали масштабную перестройку всех дорожных развязок, определенных как «опасные». В результате было переоборудовано 190 перекрестков, 79 пешеходных переходов и т. д. Также с 2015 г. вступили в силу новые штрафы, особенно высокие для нетрезвых водителей. Теперь в Литве при каждой остановке автомобиля автоинспекцией водитель проходит обязательный тест на алкоголь.

В Ирландии в конце 2016 г. вступил в силу новый закон — Road Traffic bill, добавивший к существующим правилам, к примеру, обязательный тест на лекарства при остановке водителя. Был расширен список лекарственных препаратов, которые нельзя принимать при вождении автомобиля.

Также новый закон дал право местным властям ограничивать до 20 км/ч скорость на некоторых участках дорог. Стандартная минимальная скорость в жилых районах для Ирландии — 50-30 км/ч.

Европа не успевает за смертью

Несмотря на все мероприятия по повышению уровня безопасности движения, в Евросоюзе только три страны — Португалия, Литва и Кипр — укладываются в общеевропейский график по уменьшению процента смертности на дорогах. Еще в 2001 г. была утверждена, а в 2010 г. пересмотрена общеевропейская программа по сокращению количества фатальных случаев на дорогах на 50% к 2020 г. На данный момент Европа существенно отстает от графика: пока смертность упала только на 19% по сравнению с показателями 2010 г. Даже благополучная Дания сомневается в том, что ей удастся достичь желаемых показателей к запланированному сроку, признался датский Совет по безопасности дорожного движения. Недовольны темпами роста безопасности дорожного движения в Германии: смертности на дорогах сократилась всего на 7% в 2016 г. по сравнению с 2015 г. В Голландии за прошлый год показатель смертности, наоборот, увеличился на 1,5%.

Всего в Евросоюзе в ДТП погибли 25 670 человек в прошлом году (26 200 человек в 2015 г.). Смертность на европейских дорогах из года в год сокращается. Возможно, европейцам не стоило ставить перед собой слишком амбициозные цели: сократить вдвое смертность в ДТП за 10 лет — слишком смелый вызов. Но национальные и общеевропейские системы безопасности дорожного движения работают и Украине пора бы начать хотя бы копировать эффективные европейские практики. Правда, стоит отметить, что есть даже в ЕС некоторые страны, где ситуация со смертностью на дорогах сложнее, чем в Украине. Высокие показатели смертности (см. Смертность на дорогах Европы) в Болгарии и Румынии является результатом того, что эти страны — транспортные коридоры. Поэтому там дорожное движение гораздо интенсивнее нашего. Кроме того, сказывается влияние экономического кризиса, в 2015 и 2016 гг. интенсивность движения в Украине снизилась, поскольку украинцы несколько обеднели, а топливо между тем дорожало. Но, по результатам 2017-го, и интенсивность, и смертность, по всей видимости, возрастут.

Related posts