Водителям урезают скидки на топливо: АЗС предупредили о коллапсе и скачке цен

Водителям урезают скидки на топливо: АЗС предупредили о коллапсе и скачке цен

После введения Кабмином госрегулирования цен на топливо на автозаправках возникла угроза дефицита бензина и дизеля. Участники рынка и эксперты говорят о настоящем дежавю. Подобное уже происходило в середине 2000-х, когда Юлия Тимошенко была вице-премьером по ТЭК.

Именно она выступила за установление граничных цен на топливо. Закончилось тем, что машины стояли в очередях, а водители бегали с канистрами в поисках бензина и дизеля, хотя цены на них формально были низкими. Отчасти, вероятно, именно этот прецедент заставил Кабмин пойти на попятную, дав 16 мая разъяснения насчет ценовых ограничений.

В Минэкономики поспешили сообщить, что ценовое ограничение никоим образом не касается «элитного» бензина. Такое объяснение чиновников выглядит особенно абсурдным, поскольку брендовый бензин – это тот же А-95, куда влили определенные добавки, которые якобы призваны улучшить качество горючего.

На самом деле, как заверяют UBR.ua некоторые эксперты топливного рынка, это – «дурная приманка», чтобы вытянуть побольше денег у состоятельных водителей.

Во-вторых, реализуют такое элитное топливо лишь пять брендовых сетей. Они занимают около 14% от всего украинского рынка.

«Если вы заправитесь бензином А-95 за 26 грн, то разницы с «премиальным» А-95 вы не почувствуете ни на тяге, ни на скорости, ни в экономии. Доля потребителей брендовых бензинов составляет мизер ­– проценты. Теперь АЗС вновь будут продавать такое топливо втридорога», – говорит гендиректор сети АЗС SunOil Леонид Косянчук.

Все опрошенные UBR.ua эксперты сходятся в том, что если Кабмин не откажется от курса на закручивание гаек, страну вскоре ожидает настоящий топливный коллапс. И на это имеются дополнительные причины, не касающиеся госрегулирования цен.

Дефицит топлива грозит и без госрегулирования

Как обращает внимание UBR.ua директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, украинцы и без того оказались в зоне риска дефицита топлива. У белорусов с 1 июня пойдет на ремонт Мозырский нефтеперерабатывающий завод – мощнейший поставщик топлива в Украину (около 30% рынка).

«Более того, у нас уже два месяца нет поставок от «Роснефти». Суммарно у нас образовалась дыра в 40% рынка. И нам необходимо найти альтернативу, поскольку дыра очень большая. Поэтому мы прогнозируем, что может быть – особенно по дизелю – турбулентность», – отмечает Куюн.

По его данным, похожая ситуация образовалась и с бензином: Мозырский НПЗ – это почти 50% бензина, поэтому «сюрпризов» стоит ожидать и здесь. Иными словами, в Кабмине и так при риске создания в стране дефицита топлива усугубили проблему, введя госрегулирование цен, которые устанавливаются в соответствии с мировыми котировками.

Обрезают программы лояльности

Главная причина угрозы – в чиновники привязали граничные цены к международным котировкам. Но сама формула не учитывает очень много составляющих, поэтому расчеты по розничным ценам оказались серьезно заниженными.

Отсюда и высокие требования к АЗС, которые либо не будут завозить топливо, либо затянут с продажей имеющегося.

«В Минэкономики вводят формулу, исходя из того, что «себестоимость закупки импортного топлива составляет 25,22 грн/л А-95″. Но на рынке это топливо стоит 27,35 грн/л. В Кабмине недооценивают себестоимость, из-за чего загоняют АЗС установлением ценовых рамок в убытки», – подчеркнул Куюн.

Именно этот фактор приведет к тому, что АЗС начнут банкротиться и удерживаться от продаж нефтепродуктов. Все из-за того, что власти не учитывают так называемой «премии» при закупке сетями бензина и дизеля.

Эту же мысль подтвердил и Леонид Косянчук. Он уверен, что в Минэкономики абсолютно не понимают принципов ценообразования

«Котировки по Platts (информагентство, публикующее ценовые котировки, – ред.) – это базовая цена, а нам отпускают (в т.ч. и белорусские нефтепродукты) с премией до $40 на тонну. Если на Platts стоимость составляет $640 за тонну, то фактически вы получаете по $680. А $40 на тонне – это 1,2 грн на литре в сетях», – говорит Косянчук.

Вот и выходит, что сети вынуждены платить эти 1,2 грн на литре, еще 1 грн – за логистику, а еще АЗС необходимо раскошелиться на хранение топлива, поскольку оно завозится не на один день. А тут один шаг к убыткам.

Поэтому некоторые из них уже начали сокращать программы лояльности: сеть ОККО уже начала урезать свои бонусы покупателям.

«Бензин на ОККО был по 31,99 грн, давали 2,5 грн бонусов. Сейчас 30,22, дают 0,5 грн бонусов», – обратил внимание председатель общественного совета при Дарницкой районной в городе Киеве госадминистрации Геннадий Синцов.

Иными словами, на стеле АЗС горючее подешевело, но по факту платить за него придется водителям больше. 

АЗС выкручиваются, выдавая топливо за элитное

В ситуации настоящего рынка операторы меньше всего заинтересованы в поднятии цены. Увеличение стоимости топлива на 20 коп., чревато потерей около 20% объемов продаж. Поэтому они предпочитают поднимать цены только в крайних ситуациях, подчеркнул Косянчук, и выкручиваются, когда на них давит власть.

По мнению эксперта, «перебрасывание мяча» между Кабмином и украинскими АЗС может закончиться тем, что брендовые заправки вообще могут продавать «элитный» бензин, ничего туда не добавляя, ведь правительство в воскресенье опубликовало упомянутое разъяснение.

В свою очередь Куюн приводит такой пример, когда в одной из известных круапных сетей нет «простого» дизтоплива, зато есть две марки фирменного «дизеля». Сеть продолжает реализацию обоих марок по ценам, выше установленных регулятором. Выходит, так могут сделать и другие, «обозвав» обычный дизель или оставив на колонках только фирменный.

Власти «добились» удорожания топлива

Косянчук обращает внимание на другую сторону медали. Премиальные сети должны понизить цены до установленной границы. А более 80% АЗС в Украине о такой цене даже не мечтали. Теперь они, наоборот, поднимают стоимость.

Теперь автолюбители будут выбирать заправки не по цене, а по тому, какая из них ближе расположена. Качество же у этих автозаправок одинаковое, если не говорить об откровенной нелегальной «бодяге».

Что касается недавнего повышения цен брендовых сетей на «элитный» бензин, то, как говорит UBR.ua один из участников рынка, ситуация попахивает монопольным сговором и требует незамедлительной реакции АМКУ.

«В четверг в топливной ассоциации проходила конференция, на которой была принята договоренность, что эти брендовые сети прекращают продажу «элитного» бензина с примесями. И этот демарш АЗС стал демонстрацией их веса на рынке», – подчеркнул он в разговоре с нами.